Полгода назад обсуждали с друзьями из «Сути времени» свежий тогда и устаревший ныне видеоролик «Гроза». Конкретнее, разговор строился вокруг гностической эстетики в современном искусстве, а также в политтехнологиях. А сейчас, как известно, политтехнологии и определённого рода искусство связаны теснее некуда.
Данный текст возник как моя личная реакция на это обсуждение. Замечу, что Кургинян озвучил свой отзыв об Охлобыстине уже после написания даного текста.
Отзыв на ролик «Гроза»:
Как биологическая система, человек неизменен на протяжении тысячелетий. Но, как общественное существо, человек развивается. И плоды этого развития, в том числе, таковы: для созидательной деятельности человеку необходим смысл. Если такого смысла нет, возникает соблазн бессмысленной жизни.
Но если Вы полагаете, что у человека вне смыслов впереди — продуктивная и деятельная бессмысленная жизнь, - Вы ошибаетесь. Соблазн бессмысленной жизни является замаскированным соблазном бессмысленной смерти. Для этой гипотезы уже имеется фактологическая база в рамках психологии, социологии и истории.
Сейчас в мире во многих местах одновременно происходит один и тот же процесс. Люди, вынужденные жить вне смыслов, соблазняются бессмысленной смертью в различных её вариантах. Есть уже типовые сценарии: наркотической зависимости, виртуальной жизни (социальной смерти), и т. п. Я обращаю внимание на то, что это — массовое явление современной общественной жизни.
По видимому, в наших конкретно-исторических условиях отсутствуют новые смыслы, формирующие смысловое поле. Старые смыслы остыли и не могут накалить волю к жизни огромных масс людей. Но и без смыслов человечество продуктивно жить уже не может: человек общественный развился настолько, что смысл для него стал жизненно необходим.
Именно поэтому реализуемые повсеместно сценарии бессмысленной смерти обретают глобальный характер.
Представители искусства — талантливые и чуткие люди. Они, конечно же, чувствуют, что происходит, хотя далеко не всегда готовы сформулировать суть происходящего. И они «ловят» эту волну и даже «гонят» её!
Речь не идёт о том, что арт-тусовка цинично и холодно эксплуатирует массовые смертельные настроения в своих шкурных целях. Хотя, разумеется, и это возможно. Речь о том, что люди искусства способны ощущать дух времени. Они сами являются частью описанных общественных явлений. Они не могут не говорить об этом, не воплощать сценарии сладкой и бессмысленной гибели в своих произведениях.
Но рассмотрим конкретно ролик «Гроза». Что тут можно сказать по содержанию?
Конечно же, «гностический антураж»: вглядывание в Бездну, завораживающая темнота.
Мотивы самоликвидации: брызги и капли крови, соблазн полоснуть себя по руке и глядеть, как капает кровь, череп, и тому подобное.
Текст, разумеется: «Падение на самое дно Бездны, где все законы мироздания теряют свой смысл», «Раствориться в стихии», «Пожертвовав своей уникальностью во славу её безумия».
Я прошу понять всех: этот ролик, как арт-продукт, вторичен по отношению к тому глобальному процессу, о котором я говорила выше: к безумным корчам всего человечества, лишённого смыслов, как воздуха, без которого оно уже не может жить, а может лишь выбирать из доступных сценариев бессмысленной смерти, пусть порой и красивой, и сладкой.
О технологиях. Технологии — это средство, с помощью которых достигается цель. Для нас, участников клуба “Суть Времени”, целью здесь не может быть создание технически совершенных роликов. Целью даже не может являться конструирование образов, на которые откликаются массы, хотя это уже довольно высокий уровень работы с общественным сознанием.
Что же является настоящей, подлинной целью? В борьбе с тем явлением, которое я описала, подлинной целью может быть только конструирование или рождение новых смыслов, наполнение их энергией — сначала нашей, а потом и чьей-то ещё.
У создателей ролика «Гроза» нет такой задачи, потому что они имеют дело с уже готовым и прогрессирующим общественным явлением. Именно поэтому их задача — это техническая задача. Волна идёт сама, надо поймать её, оседлать, удержаться — и сёрфинг состоялся.
Я прошу понять глубокую разницу между нашей задачей и задачей создателей «Грозы». Фундаментальную разницу.
Альтернативу. Мы должны предложить человечеству альтернативу его бессмысленной гибели. О том, как именно продвигать эту смысловую альтернативу, можно спорить, изучать чужой опыт и средства. Ролики, образы, тексты.. Шоу или мистерия? К чему в человеке адресовать мессидж? И так далее. Но сами-то мы готовы ответить на вопрос: а в чём смысл нашей жизни и деятельности?
Технически ролик хорош. Актёр играет. Зрители позабавлены. Но, по-моему, Кургинян лучше играет. И, быть может, Кургинян играет лучше потому, что он не играет. :)
Комментариев нет:
Отправить комментарий